Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ».

 

Буфетова Виктория Владимировна

(ГБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернат»,Новотроицк,Оренбургская область).

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребёнка с лёгкой степенью умственной отсталости в образовательной организации

 

по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»

 

2014год

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….

Глава 1.Теоретические аспекты разработки рекомендаций по созданию специальных образовательных условий для ребёнка с лёгкой умственной отсталостью в образовательной организации.

1.1.Психолого-педагогическая характеристикаобучающегося с лёгкой степенью умственной отсталостью………………………………………….

1.2.Специальные образовательные условия для обучающегося с лёгкой степенью умственной отсталости…………………………………

Глава 2. Опыт деятельности по разработке рекомендацийпо созданию специальных образовательных условий для ребёнка с лёгкой степенью умственной отсталости в образовательной организации.

2.1.Особые образовательные потребности обучающегося с лёгкой степенью умственной отсталостью.

2.2. Опыт  разработки рекомендаций по созданию специальных образовательных условий для ребёнка с лёгкой степенью умственной отсталости в образовательной организации.

Заключение………………………………………………………………….

 Список использованной литературы……………………………..

 

Введение.

Образование должно помочь человеку осознать свое «Я», обогатить его, определить свою социальную роль в отношениях с внешним миром и найти в нем свое место. В последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция – родители не хотят отдавать детей в учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. Это желание родителей закреплено законодательно.Закон об образовании в РФ декларирует: « В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способовобщения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в своем развитии и социальной адаптации.В настоящее время весьма актуален вопрос обучения детей с нарушенным интеллектом в общеобразовательной школе, как вопрос, отвечающий социальным запросам современного обществ. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность,  возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.

2.Специальные образовательные условия для ребёнка с ОВЗ

2.1. Понятие «специальные условия в образовании» и их виды.

Важная роль в определении необходимых в каждом конкретно случае специальных образовательных условий отводится системе психолого-медико-педагогического консультирования–деятельности системы психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) и консилиумов образовательных учреждения (ПМПк), законодательно обеспеченной соответствующим федеральным законодательством. Далее мы рассмотрим само понятие специальных образовательных условий и их классификацию для детей с ОВЗ.

1 Закон об образовании в РФ. Ст. 5.

2 Там же. Ст. 8. Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 №1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

3. Письмо МинобразованияРФ от 27.03.2000 N 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

Под  специальными условиямиполучения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся включающие в себя:

-использование адаптированных образовательных программ и специальных приемов и методов обучения и воспитания; использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

-использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;предоставление услуг ассистента (помощника) или тьютора, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

- проведение коррекционных занятий  (групповых и/или  индивидуальных); обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

-другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Требования к специальным условиям получения образования детьми с ОВЗ отражены в Федеральном государственном стандарте начального школьного образования. «Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора  образовательного учреждения». Более подробно эти требования разработаны в Проекте специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с ОВЗ. В нем говорится о том, что надо дать интегральное (обобщенное) описании совокупности условий, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ, структурированное по сферам ресурсного обеспечения.

Вместе с тем отмечается, что подобная система требований должна включать в себя специфические компоненты в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ в целом и для каждой категории отклоняющегося  развития в отдельности.

В Проекте  отмечается, что интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной  для ребенка с ОВЗ, открытой для его родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.

В результате в образовательных учреждениях, в том числе  реализующих инклюзивную практику, должны создаваться условия, гарантирующие возможность:

-достижения планируемых результатов освоения основной  или адаптированной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;

-использования обычных и специфических шкал оценки«академических» достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям;

-адекватно оценивать динамику развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы, и родителей (их законных представителей);

-индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;

-целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;

Понятие «специальные условия в образовании» и их виды:

-включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;

-включения детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработку основной образовательной программы начального общего образования, проектирование и развитие внутри школьной социальной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

-использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;

-взаимодействия в едином образовательном пространстве общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения детей с ОВЗ и созданных  для этого ресурсов.

Значительное разнообразие категорий детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, определяет и большую вариативность специальных образовательных условий, распределенных по различным ресурсным сферам:

-материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия;

-кадровое;

-информационное;

-программно-методическое и т.п.;

Таким образом, можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий – начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до частно-специфических и индивидуально-ориентированных. Эти условия и определяют эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптации конкретного ребенка в полном соответствии с его специальными образовательными потребностями и возможностями. Совершенно очевидно, что в каждом отдельном конкретном случае вся спецификация специальных образовательных условий будет проявляться на всех «уровнях» – от общеспецифическихдо индивидуально-ориентированных.

Рассмотрим общие условия, необходимые для детей с ОВЗ всех категорий, вариантов, форм и выраженности отклоняющегося развития.

Ценностные условия.

1. Принятие философии инклюзии – это принятие ценности каждого ребенка, вне зависимости от его особенностей и возможностей; понимание приоритета социальной и образовательной адаптации ребенка с ОВЗ в образовательной среде; понимание того, что любой ребенок – и особый, и обычный – развивается в инклюзивной среде.

2. Готовность лидера и педагогического коллектива к изменениям и трудностям, которые возникают при организации и реализации включенного образования. Это касается не только необходимости проведения организационных изменений, но и повышения квалификации и обучения специалистов и педагогов школы.

3.Существование «внешней» поддержки со стороны педагогического сообщества и руководства. Она подразумевает оказание помощи в реализации идей инклюзивного образования со стороны органов управления образованием; тесное взаимодействие как с другими образовательными организациями, реализующими инклюзивную практику, так и с общественными организациями, поддерживающими идеи инклюзивного образования.

Правовые условия.

Организационное обеспечение специальных условий образования для детей с ОВЗ базируется на нормативно-правовой базе. Создание этих условий должно обеспечить не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходимо разработать соответствующие  локальные акты, обеспечивающие эффективное образование и других детей. Наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать Договор с родителями. В нем будут зафиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми, возникающими в процессе образования.

Организационные условия.

1.Сотрудничество с ресурсным центром по инклюзивному образованию в регионе (Областным методическим центром), с территориальной ПМПК.

2.Взаимодействие с другими инклюзивными и специальными коррекционными образовательными учреждениями вертикали или сети (школа, сад, техникум и т.п.), в том числе взаимный обмен технологиями, материалами, информацией и документами

3. Преемственность в работе учреждений разных ступеней инклюзивной вертикали

4. Преемственность в работе образовательных учреждений различного уровня.

5. Взаимодействие с внешними партнерами. Оно подразумевает организацию системы взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров: территориальной ПМПК, методического центра, ППМС-центра, специальных (коррекционных)школ, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций. С этими организациями необходимо заключить договоры. Реализация этого условия позволяет обеспечить для ребенка максимально адекватный при его особенностях развития образовательный маршрут, максимально полно и ресурсоемко обеспечить его обучение и воспитание. Важным компонентом этого условии является наличие разнообразных учреждений образования(включая учреждения дополнительного образования) в шаговой доступности.

6. В системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия общеобразовательных, специальных (коррекционных) и научных учреждений, обеспечивающих проведение постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования детей с ОВЗ, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики.

Кадровые условия.

1.Наличие подготовленных педагогов для реализации задач инклюзивного образования. Обучение в общеобразовательной школе ребенка с ОВЗ определенной категории (с нарушением слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра и т.д.) ставит перед специалистами и педагогами школы, а также администрацией задачу – повысить свои профессиональные знания в области коррекционной педагогики. Учитель не только проходит курсы повышения квалификации по различным разделам специальной педагогики и психологии, но и самостоятельно изучает специальную литературу по вопросам особенностей развития детей с теми или иными вариантами нарушений.

2.Разработка приемов, методов и форм повышения профессиональной компетентности специалистов.

3 .Наличие команды специалистов сопровождения: координатора по инклюзии (завуч), психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социального педагога, тьюторов  и других специалистов сопровождения.

Средовые условия.

1. Архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду.

2. Специальное оборудование и средства, модулирующие образовательное пространство класса /группы в зависимости от типа и вида отклоняющегося развития у конкретного ребенка или группы детей.

3.Организация социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка, и т.д.).

Содержательные условия.

1.Составление и реализация адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ в соответствии с его возможностями и особыми образовательными потребностями. Например, ребенок не может освоить программу по математике, по которой работает весь класс. В этом случае создается адаптированная программа по данному предмету с учетом возможностей конкретного ребенка.

2. Наличие адекватных адаптированной программе индивидуальных учебных планов, УМК, дидактических материалов, методов и приемов работы с ребенком. Часто возникает необходимость в использовании дидактических материалов, разработанных для обучения детей в специальных коррекционных школах I – VIII видов.

3.Наличие программ сопровождения и соответствующих дидактических материалов, составляющих коррекционный компонент (программу) адаптированной образовательной программы. Эти условия ориентированы на полноценное и эффективное получение доступного уровня образования всеми учащимися образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику. Следует создавать условия, где адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья проходит в группе сверстников, школьном сообществе в целом. А использование интерактивных форм деятельности детей на уроках, внеучебных и внеклассных мероприятиях позволит раскрыть потенциал каждого ребенка. Если в заключении территориальной ПМПК содержатся рекомендации по обучению ребенка с нарушениями слуха, или зрения, опорно-двигательного аппарата (ОДА) и т.п. (в соответствии с видами специальных коррекционных школ) в среде обычных сверстников, то школа должна реализовать обучение такого ребенка по адаптированной образовательной программе (АОП). Эта программа должна соответствоватьосновной адаптированной программе для детей с проблемами в развитии определенного вида. Для полноценной реализации АОП необходимо, чтобы:

1.Образовательное учреждение было обеспечено учебниками ( в том числе учебниками и учебными пособиями с электронными приложениями), учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы. 

2.Специалисты сопровождения образовательного учреждения имели доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам, в том числе предназначенным для детей с ОВЗ.

3.Библиотека образовательного учреждения была укомплектована общими и специализированными для такой категории детей печатными образовательными ресурсами и электронными образовательными ресурсами (ЭОР) по всем предметам в соответствии с учебным планом, а также дополнительной литературой. Фонд библиотеки должен содержать научно-методическую литературу по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике, дополнительную литературу по актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ школьного возраста. Федеральный документ Минобрнауки регламентирует особенности организацииобразовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В образовательном учреждении, в котором применяются основные адаптированные образовательные программы, допускается совместное обучение следующих категорий учащихся:

- с задержкой психического развития и с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития;

- с умственной отсталостью и учащихся с расстройствомаутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более одного ребенка на один класс).

Для учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в образовательной организации (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение. Для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5 – 8 учащихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.

2.2. Роль ПМПК в определении специальных образовательных условий.

Надо отметить, что каждая из перечисленных групп специальных условий обеспечивает реализацию необходимого уровня и качестваобразования, а также необходимую социальную адаптацию ребенка. Расстройства аутистического спектра – большая группа нарушений развития: детский аутизм и другие схожие нарушения поведения, развития и социально-эмоциональной коммуникации. Общая спецификация образовательных условий каждый раз должна быть модифицирована и индивидуализирована в соответствии возможностями и особенностями данного ребенка. Так, например, материально-техническое обеспечение, как один из неотъемлемых компонентов специальных условий, в максимальной степени будет присутствовать при создании инклюзивного образовательного пространства для детей с нарушениями слуха и зрения. Для детей с расстройствами аутистического спектра технические средства обучения (ТСО) не будут иметь такого превалирующего значения. Для данной категории детей «центр тяжести» специальных условий будет сдвигаться на наличие специальным образом подготовленных сопровождающих (тьюторов) и другие организационно-педагогические условия.

Как правило, основные рекомендации по форме, виду образовательной программы и специальным образовательным условиям родители ребенка получают на психолого-медико-педагогической комиссии. В этих же рекомендациях «прописываются» и направления деятельности специалистов консилиума образовательного учреждения, уточняется общая стратегии специализированной коррекционно-развивающей помощи ребенку с ОВЗ, а также разрабатывается  тактика и конкретные технологий, определяются те организационных мероприятий, которые будут способствовать адаптации в детской среде и образовательном учреждении ребенка с ОВЗ. Итак, на первом этапекаждый специалист проводит углубленное обследование ребенка, целью которого является выявление особенностей психического развития, особых образовательных потребностей. В итоге проведенного обследования каждый специалист пишет развернутое заключение. Эти заключения и являются основой для составления адаптированной образовательной программы (АОП). Итак, каждый специалист вносит свою лепту в оценку состояния и развития ребенка на диагностическом этапе, строит прогноз его возможностей в плане дальнейшего воспитания, социальной адаптации и обучения. На втором этапев соответствии с принципом индивидуально-коллегиального обследованияспециалисты проводят коллегиальное обсуждение полученных результатовобследований ребенка. В процессе коллегиального обсуждения специалисты конкретизируют и уточняют представление о характере и особенностях развития ребенка, определяют вероятностный прогноз его дальнейшего развития и систему тех коррекционно-развивающих и абилитационных мероприятий,  которые будут способствовать максимальной социальной и образовательной адаптации включаемого ребенка; уточняют нюансы коррекционной работы, ее конкретных этапов, тактик и технологий, определяют круг специалистов, которые будут осуществлять помощь ребёнку при сопровождении; рекомендуют формы работы с ребёнком.

В качестве примера можно привести рекомендации городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) для ребенка с умственной отсталостью.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ № _____.

             ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  КОМИССИИ _________________________ РАЙОНА

Адрес:____(ПМПК)_________________________

Телефон:___(ПМПК)_______________________

Дано: _____(ФИО ребенка)___________________

Дата рождения: ____________________________

В том, что был(а) консультирован(а) ПМПК

__ числа ______месяца 20__ г.

По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования установленстатус ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Выявлены трудности в обучении обусловленные умственной отсталостью, социально-педагогической запущенностью. Ребенок нуждается в специальных образовательных условиях:

1) Обучение во 2 классе образовательной организации по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью с 2013-2014 уч.г.,  которое может осуществляться как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п.4 ст. 79 Закона РФ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г.).

2) Наиболее эффективным является очное обучение в образовательной организации по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью, полная включенность.

3) Повторное обращение на ПМПК при необходимости уточнения/корректировки рекомендаций или в случае стабильно положительной или отрицательной динамики в течение года.

4) Вероятностный прогноз развития ребенка благоприятный при создании в образовательной организации следующих специальных образовательных условий (рекомендации в приложении на 1 листе).

 

Руководитель ПМПК / ФИО /

 

 

Следующая часть документа передается в образовательное учреждение родителями по их желанию. Администрация образовательного учреждения предупреждена о действии ст. 61 «Врачебная тайна» и Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, которая подтверждает конфиденциальность передаваемых сведений.

 

                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ №_____ от __.__.20__ г.

ГОРОДСКОЙ  ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ __________________________

Дано: ФИО ребенка

По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья: Тотальное недоразвитие высших психических функций (простой уравновешенный тип). Социально-педагогическая запущенность. Системное недоразвитие речи, III уровень речевого развития.

Ребенок нуждается в специальных образовательных условиях:

1) Обучение во 2 классе образовательной организации по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью с 2013-2014 уч.г., которое может осуществляться как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п.4 ст. 79 Закона РФ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г.).

2) Наиболее эффективным является очное обучение в образовательной организации по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью, полная включенность.

3) Повторное обращение на ПМПК при необходимости уточнения/корректировки рекомендаций или в случае стабильно положительной или отрицательной динамики в течение года.

 

Рекомендации родителям (законным представителям):наблюдение невролога, психиатра.

Поддерживать связь с образовательной организацией: посещать родительские собрания; интересоваться успехами своего ребенка.

Руководитель ПМПК         / ФИО /

 

            РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАКЛЮЧЕНИЮ № ________ ОТ…..

ГОРОДСКОЙ  ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ _________________________

Вероятный прогноз развития благоприятный при создании в образовательной организации следующих специальных образовательных условий:

1. Разработать, утвердить и реализовать адаптированную образовательную программу для детей с легкой умственной отсталостью с учетом особенностей индивидуальных психических процессов: неустойчивое внимание, замедленный темп деятельности.

2. Сопровождение консилиумом образовательной организации (разработать график, направленность коррекционных занятий с логопедом, психологом) с отражением динамики развития не реже 1 раза в квартал. Своевременно вносить коррективы в индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с решением консилиума. Включать в обязательном порядке в учебный план предмет « социально-бытовая ориентировка».

3. Специальные педагогические методы обучения и воспитания детей с ОВЗ:

коррекционная помощь учителя в соответствии с группой развития ребенка по В.В. Воронковой;

 предъявление учебного материала с обязательной опорой на зрительные образы (иллюстрации, модели, схемы);

 расширять словарный запас и представления об окружающем мире, формировать пространственно-временные представления;

 давать время для обдумывания вопроса, не торопить с ответом. В случае затруднений, использовать все виды помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая);

 учителю необходимо пересматривать объем заданий, чередовать виды деятельности, при переходе с одного вида деятельности к другому переключать внимание ребенка специальными приемами: тактильными, наглядными, слуховыми, двигательными, игровыми, постоянно поддерживать познавательный интерес;

 на уроках математики деятельность строить на чередовании методов (наглядном, слуховом) и частой сменой деятельности (по учебнику, с наглядным счетным материалом, по числовой линейке, с раздаточным материалом).

 

4. Охранительный педагогический режим:

 предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов (смена видов деятельности, использование творческих заданий, красочный иллюстрированный материал, занимательная форма изложения учебного материала…);

 соблюдение норм СанПиН 2.4.2.2821 - 10 (температурный, световой режимы; соответствие мебели росту);

 обеспечить бесплатное двухразовое питание.

7. Формирование универсальных учебных действий: формировать мотивацию к учебной деятельности.

8. Психологическая коррекция

Коррекционную работу вести по направлениям:

 Развитие познавательных процессов (индивидуальные занятия 2 раза в неделю); использовать игры на развитие внимания, памяти, мышления.

 Развитие коммуникативных навыков через работу в малой группе; игры с правилами на развитие самоконтроля.

9. Логопедическая коррекция по основным направлениям работы: формирование фонетико-фонематических представлений; развитие связной речи; развитие грамматического строя речи; расширение, активизация словаря по лексическим темам; формирование языкового анализа и синтеза; профилактика нарушений письменной речи. Занятия с логопедом 2 раза в неделю.

 

Руководитель ПМПК         / ФИО /

 

3.Заключение.

Важная роль в определении необходимых в каждом конкретном случае специальных образовательных условий отводится системе психолого-медико-педагогического консультирования – деятельности системы психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) и консилиумов образовательных учреждения (ПМПк), законодательно обеспеченной соответствующим федеральным законодательством. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально активной личности, обладающей навыками социально адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей. В тоже время индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесс.Коренные социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обуславливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально активной личности, обладающей навыками социально адаптивного поведения применительно к мобильной экономике.

Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность,  возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.«…Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в  будущем» М.А. Булгаков.

 

  Список использованной литературы.

1 .Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. и др. Разработка специального федерального государственного образовательного стандарта (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положенияконцепции //Вестник практической психологии образования. 2011. № 1 (26). С. 22–29.

2.Митчелл Дэвид. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования (Использование научнообоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве): Главы из книги / Пер.И.С. Аникеев, Н.В. Борисова. М., Перспектива, 2009.

3. Организация специальных образовательных условий длядетей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений /Отв. ред.С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012. 92 с.

4. Создание специальных образовательных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв.ред. С.В. Алехина; под ред. Е.В.Самсоновой. М.: МГППУ,2012. 64 с.

5. Создание специальных образовательных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник /Отв. ред. С.В. Алехина; под ред .Е.В.Самсоновой. М.: МГППУ, 2012. 56 с.

6. Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник /Отв. ред.С.В. Алехина; под ред. Е.В.Самсоновой. М.: МГППУ, 2012.56 с.

7. Создание специальных образовательных условий для детейс нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях. Методический сборник /Отв. ред. С.В. Алехина; под ред. Е.В.Самсоновой. М.: МГППУ, 2012. 64 с.

8. Семаго Н.Я.Технология определения образовательного маршрута для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.М.:2010.(Инклюзивное образование) 

poker joomla templateeverest poker bonus

     Связаться с нами

ГБОУ "Специальная (коррекционная)    462354, Оренбургская обл.,    Зам.директора по УВР: 8(3537)67-34-35
школа-интернат" города Новотроицка    г.Новотроицк,    Секретарь: 8(3537)64-76-44
Оренбургской области    ул. Уметбаева, д.46    Вахта: 8(3537)67-34-32
By Joomla 1.6 Templates and Simple WP Themes