Социальная гостиная «Надежда»: вчера, сегодня, завтра.
Выпуск из школы-интерната - ответственный, сложный момент для молодого человека. Часто выпускники оказываются в малознакомых им районах города, их социальные связи рвутся, значимые для них люди остаются в прошлом, ориентиры на будущее размыты или отсутствуют, должного опыта социальной адаптации и общения с новыми людьми нет.
В связи с этим возникла необходимость создания такого безопасного пространства, где будущий выпускник мог бы в непринуждённой, домашней обстановке отдохнуть, поделиться наболевшим, рассказать людям, которым он доверяет, о своих жизненных планах и тревогах. А для этого требуется неравнодушное, позитивное отношение таких специалистов, которые знают специфику работы с детьми–сиротами и детьми, находящимися в ТЖС. И работу эту необходимо выделить в особую организационную форму, которую мы называем социальная гостиная.
ГБОУ СКШИ г.Новотроицка, совместно с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с Министерством образования Оренбургской области при финансовой поддержке Металлоинвеста, приняли решение разработать и внедрить проект «Формирование конкурентноспособности воспитанников и выпускников интернатных учреждений», нацеленный на решение проблем, связанных с жизнеустройством выпускников.
В разработке проекта приняли участие опытные, творческие педагоги, специалисты школы–интерната под руководством директора школы.
![]()
Гаврилова Эмилия Ивановна. Она вот уже 30 лет является директором ГБОУ СКШИ. Закончила Орский государственный педагогический институт им. Т.Г.Шевченко, физико-математический факультет. Очень грамотный, компетентный педагог, неравнодушный к проблемам детей. Людмила Ивановна пользуется уважением и является авторитетом как среди коллег, в родном интернате, так и среди педагогов школ города, в Министерстве образования. Обучающиеся воспитанники школы–интерната, их родители, выпускники школы прислушиваются к мнению директора, которая многим заменила мать. Людмила Ивановна заслуженный учитель РФ, награждена медалью 2 степени «За заслуги перед Отечеством»
|
|
Попова Наталья Владимировна, с 2009 года - заместитель директора по профессиональному обучению. Закончила политехнический колледж по специальности «Обработка металлов давлением». Закончила ОГУ г.Оренбурга, получила специальность материаловедение в машиностроении. В 2016 году прошла профессиональную переподготовку по профессии «Олигофренопедагог». Молодой, знающий, креативный педагог с активным, творческим мышлением. Легко налаживает контакт с детьми и коллегами по работе. Активный участник VII Всероссийской выставки–форума «Вместе–ради детей! Вместе с детьми» в г.Москва в 2016 году. Награждена Дипломом и медалью за доблестный труд, Грамотой министерства образования «За воспитание и развитие детей с ОВЗ». |
|
Сидорова Любовь Яковлевна. Трудовую деятельность в школе–интернате начала с 1984 года сначала воспитателем, затем заместителем директора по воспитательной работе. До 2015г. возглавляла методическую работу школы–интерната. Высшее образование. Педагогический стаж 55 лет, ветеран педагогического труда. Всю жизнь посвятила воспитанию и обучению детей. Для начинающих педагогов - грамотный наставник. Охотно распространяла передовые идеи в педагогике и делилась собственным опытом. Разработанные Любовь Яковлевной программы педагоги охотно используют в работе с детьми. Имеет грамоты за долголетний доблестный труд от управления и от министерства образования, звание «Отличник народного просвещения». Автор программы «Социальная гостиная». |
|
Сипатова Валентина Александровна, с 2006 года- заместитель директора по воспитательной работе. Высшее образование, окончила Оренбургский педагогический институт, квалификация «учитель русского языка и литературы». Трудовую деятельность начала с 1971года вожатой. Позже, с 30.01.77года работала в школе – интернате с неблагополучными детьми. Педагогический стаж более 40 лет, ветеран педагогического труда. Грамотный, тактичный, ответственный, компетентный педагог и мудрый наставник для молодых педагогов. Пользуется уважением среди коллег, среди детей школы – интерната и их родителей. Имеет грамоты за долголетний доблестный труд от управления и от министерства образования. Автор программы «Дорога в жизнь». |
Так, благодаря ПРОЕКТУ, в 2014 году на базе нашей школы открыла двери социальная гостиная «Надежда», которая является одной из комплексных программ, реализованных в ГБСОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат» г.Новотроицка в рамках данного проекта.
Социальная гостиная – это безопасное реабилитационное пространство, где воспитанники и выпускники могут проводить время после занятий и в свободное время (выпускники) в таких условиях, которые могут хотя бы частично компенсировать имеющиеся у них проблемы.
Цель работы социальной гостиной - оказание помощи в социально-психологической адаптации детям из неблагополучных семей путем создания такого безопасного реабилитационного пространства, которое позволяет этим детям удерживаться в школе, получать педагогическую и социальную помощь. Занятия в кружках по интересам с руководителями кружков сокращает время пребывания ребенка без надзора со стороны взрослых, повысить свой социальный статус и школьную успеваемость, а также содействовать успешной социальной адаптации выпускников школы-интерната.
Задачи:
1.Оказывать социальную и психологическую помощь выпускникам на начальном этапе их самостоятельной жизни.
2. Защищать права и интересы выпускников.
3. Оказывать помощь в получении воспитанниками образования, специальности, в последующем трудоустройстве.
4. Содействовать повышению уровня социально-правовой грамотности выпускников и воспитанников школы.
5. Осуществлять психологическую поддержку, коррекцию личностных особенностей.
6.Развивать навыки коммуникативной культуры, формировать потребность в общении, в построении интимно-личностных отношений.
7.Оказывать помощь в преодолении возникших проблем, связанных с профессиональным самоопределением, трудоустройством, определением на молодежном рынке труда с учетом индивидуальности.
8.Организовать досуговую и игровую деятельность воспитанников и выпускников школы.
9.Выявлять наиболее актуальные медицинские и социальные проблемы воспитанников и выпускников и привлекать специалистов других служб, работающих в смежных областях (опека, правоохранительные органы, социальные службы) к их разрешению.
10.Вовлечь родителей в решение проблем ребенка.
11.Содействовать родителям в получении социальной и психологической помощи в социальных службах.
12.Оказывать помощь молодым родителям в воспитании детей, в преодолении конфликтных ситуаций с детьми, внутрисемейных конфликтов.
Деятельность социальной гостиной не ограничивается рамками школы–интерната. Основная задача в работе с будущими выпускниками – их социализация и адаптация к самостоятельной жизни. (см. схему)
Взаимодействие с социальными службами города
Работа в социальной гостиной проводится согласно программе и Положению о социальной гостиной и различных нормативных документов, таких как функциональные обязанности сотрудников гостиной, график работы кружков, циклограмма работы социальной гостиной, а также символы и атрибутика.
Скоординированная деятельность сотрудников социальной гостиной нацелена на развитие и успешную социализацию воспитанников и выпускников школы-интерната. Свою работу социальная гостиная начинает в августе - сентябре каждого учебного года, когда администрацией школы–интерната проводится заседание, на котором утверждается списочный состав воспитанников социальной гостиной и формируются 3 целевые группы:
-1 группа: учащиеся, находящиеся в трудной жизненной ситуации, из семей группы риска. 8-11 кл.;
-2 группа: учащиеся-сироты;
-3 группа: выпускники школы (сироты и дети из неблагополучных семей, имеющие выраженные проблемы адаптации в обществе).
К работе с воспитанниками привлечены специалисты школы–интерната: координатор, руководители кружков, социальный педагог, психолог. За каждым воспитанником закреплены воспитатели – наставники. Всего за период 2013-2016 учебный год 62 обучающихся и 34 выпускника школы–интерната получили квалифицированную помощь со стороны специалистов социальной гостиной.
В 2016-17 году списочный состав социальной гостиной составил 32 воспитанника:
9 детей – сирот;
14 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
9 выпускников из числа детей – сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, имеющих проблемы с постинтернатной адаптацией.
С обучающимися воспитанниками из числа детей–сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, работа ведётся по Программе индивидуальной постинтернатной подготовки, в которой отражены личностные данные воспитанника, его психолого–педагогическая подготовка, сформированность житейских умений и навыков, готовность к выбору профессии и самоанализ социализации подростка. По результатам этих опросников и тестов в начале каждого учебного года для каждого воспитанника планируется определённая работа по оказанию ему помощи в решении каких – либо проблем. В конце года фиксируются результаты работы, динамика постинтернатной подготовки.
В конце 11 класса специалистами социальной гостиной обсуждается необходимость и форма постинтернатной работы с будущим выпускником.
С выпускниками школы–интерната работа ведётся по Маршруту индивидуального постинтернатного сопровождения. Он заполняется вместе с выпускником. В этом документе выпускник сам планирует свою самостоятельную жизнь, отмечает свои потребности и ожидания, возможные проблемы и пути их преодоления. Так же планируется определённая работа с выпускником, по определённым критериям и показателям фиксируется мониторинг его успешности адаптации (на детей – сирот мониторинговые исследования фиксируются до достижения им 23 лет).
В конце каждого учебного года на заседании специалистов социальной гостиной, подводится итог работы с каждым выпускником. Те выпускники, которые успешно социализировались и не нуждаются в помощи специалистов школы – интерната, выводятся из состава воспитанников СГ. С оставшимися членами социальной гостиной и вновь прибывшими, определяется индивидуальная форма работы.
Форма работы с выпускниками
Характеристика типов сопровождения выпускников зависит от сложности проблем, с которыми сталкиваются выпускники в период постинтернатной адаптации.
Поддержка: её получают выпускники, имеющие достаточно высокий уровень социальной компетентности, хорошо структурированные жизненные планы, получившие проф. образование и готовые устроиться на работу.
Сопровождение: в ней нуждаются выпускники, у которых недостаточно сформированы социальные навыки, чёткие жизненные планы, способность к самостоятельному принятию решений. Они недостаточно активны и коммуникативны.
Помощь оказывается выпускникам с нарушением физического и психического здоровья, дезадаптированным и с недостаточно развитыми социальными навыками. Эти дети с высокой конфликтностью и низкой социальной компетентностью.
С 2016 года возглавляет работу социальной гостиной «Надежда» координатор Брындина Ольга Александровна.
Ольга Александровна закончила Орский педагогический колледж по специальности «Воспитатель дошкольного учреждения». В 2010 году окончила Оренбургский педагогический университет по специальности «Социальный педагог». |
В рамках деятельности социальной гостиной открыты кружки по интересам, которые функционируют в выходные дни (см. таблицу).
Руководителями кружков являются педагоги школы–интерната, проработавшие в школе много лет и зарекомендовавшие себя как творческие личности и хорошие организаторы детского досуга.
Кружок «Рукодельница»
|
Кружок «Дорога к себе»
|
Кружок «Я могу и я обязан» Руководитель кружка Чебанова Ирина Александровна. Образование высшее, закончила ОГУ в 2002году. Квалификация «Учитель русского языка и литературы». С 2009 года работает в школе социальным педагогом. В 2013 году прошла курсы в АНМЦ «Развитие и коррекция». В своей работе с детьми и родителями, на занятиях с детьми в рамках работы социальной гостиной, знакомит их с законами, правами и обязанностями граждан РФ, которые помогут выпускникам в самостоятельной жизни, в их жизнеустройстве. Во время проведения экскурсий знакомит детей с социальными службами города, направленными на оказание помощи и содействия гражданам. С родителями воспитанников социальной гостиной Ирина Александровна ведёт консультационную и просветительскую работу, оказывает практическую помощь, сопровождая в те или иные социальные службы города. Имеет 1 квалификационную категорию. |
Кружок «Домовёнок» Руководитель кружка Давыдова Елена Анатольевна. Образование высшее, в 2009 году закончила Орский педагогический институт. Присвоена квалификация «Учитель русского языка и литературы». С 2003года работала в школе – интернате сначала - воспитателем, затем учителем русского языка и литературы. В 2014году прошла курсы в АНМЦ «Развитие и коррекция». Знает специфику работы с детьми с ОВЗ, умело применяет эти знания на практике. К работе относится ответственно и серьёзно. На занятиях кружка использует разные формы работы: экскурсии, практикумы, беседы, диспуты. Имея личный положительный жизненный опыт, помогает детям, испытывающим затруднения в общении, в организации быта, досуга, семейного уклада. Имеет 1 квалификационную категорию. |
Каждый воспитанник социальной гостиной, посещая кружки, собирает в личную папку выпускника информацию, памятки, рисунки, анкеты и диагностики, с которыми ребята работают на занятиях. Тем самым, к концу 11 класса у воспитанников собирается необходимый материал, с помощью которого можно выйти из конфликтных ситуаций, вспомнить в какие службы можно обратиться за помощью по определённому вопросу и т.д.
Результатом деятельности такой службы, как социальная гостиная при школе – интернате, направленной на оказание помощи подросткам, является самостоятельная жизнь выпускников, их адаптация в социуме, семейное благополучие, адаптация в трудовом коллективе, умение создать жилищно – бытовые условия и т.д. И очень важно, чтобы выпускники, столкнувшись с проблемами, не замыкались, а обращались за помощью к специалистам школы–интерната, чтобы пытались решить проблемы, а не уходить от них.
Проводя ежегодный мониторинг жизнеустройства выпускников, хочется отметить, что, благодаря скоординированной работе специалистов социальной гостиной, у некоторых воспитанников и выпускников произошли изменения:
-развитие чувства психологической защищенности и комфорта;
-осознанное принятие и выполнение общественных норм поведения, общения;
-позитивные изменения в развитии личности (включение в социально - полезную деятельность, стремление развивать свои склонности и способности, самоконтроль поведения, самостоятельное планирование и занятие личностно – значимыми видами деятельности);
-самостоятельное принятие решения и ответственность за него;
-активность, целеустремленность, работоспособность;
-саморазвитие личности, повышение самооценки и уверенности в своих силах;
-профессиональное самоопределение;
-умение адекватно реагировать в кризисных ситуациях;
-благоприятный социальный статус в учебном заведении и по месту работы, психологическая готовность к созданию семьи и рождению ребенка.
Поэтому работа социальной гостиной важна, нужна и её следует продолжать, систематизировать, совершенствовать.
Презентация "Социальная гостиная"
События, новости, работа социальной гостиной
Анализ работы социальной гостиной "Надежда" 2017-2018 уч.г.
Работа социальной гостиной в 2014-2015 уч. г.
Нормативные документы социальной гостиной
Положение о социальной гостиной
Программа «Социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников школы-интерната»