Социальная гостиная «Надежда»: вчера, сегодня, завтра.

Выпуск из школы-интерната - ответственный, сложный момент для молодого человека. Часто выпускники оказываются в малознакомых им районах города, их социальные связи рвутся, значимые для них люди остаются в прошлом, ориентиры на будущее размыты или отсутствуют, должного опыта социальной адаптации и общения с новыми людьми нет.
В связи с этим возникла необходимость создания такого безопасного пространства, где будущий выпускник мог бы в непринуждённой, домашней обстановке отдохнуть, поделиться наболевшим, рассказать людям, которым он доверяет, о своих жизненных планах и тревогах. А для этого требуется неравнодушное, позитивное отношение таких специалистов, которые знают специфику работы с детьми–сиротами и детьми, находящимися в ТЖС. И работу эту необходимо выделить в особую организационную форму, которую мы называем социальная гостиная.
ГБОУ СКШИ г.Новотроицка, совместно с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с Министерством образования Оренбургской области при финансовой поддержке Металлоинвеста, приняли решение разработать и внедрить проект «Формирование конкурентноспособности воспитанников и выпускников интернатных учреждений», нацеленный на решение проблем, связанных с жизнеустройством выпускников.

В разработке проекта приняли участие опытные, творческие педагоги, специалисты школы–интерната под руководством директора школы.

 

Гаврилова Эмилия Ивановна. Она  вот уже 30 лет является директором ГБОУ СКШИ. Закончила Орский государственный педагогический институт им. Т.Г.Шевченко, физико-математический факультет. Очень грамотный, компетентный педагог, неравнодушный к проблемам детей. Людмила Ивановна пользуется уважением и является авторитетом как  среди коллег, в родном интернате, так и среди педагогов школ города, в Министерстве образования. Обучающиеся воспитанники школы–интерната, их родители, выпускники школы прислушиваются к мнению директора, которая многим заменила мать. Людмила Ивановна заслуженный учитель РФ, награждена медалью 2 степени  «За заслуги перед Отечеством»

 

 
   

 

Попова Наталья Владимировна, с 2009 года - заместитель директора по профессиональному обучению. Закончила политехнический колледж по специальности «Обработка металлов давлением». Закончила ОГУ г.Оренбурга, получила специальность материаловедение в машиностроении. В 2016 году прошла профессиональную переподготовку по профессии «Олигофренопедагог». Молодой, знающий, креативный педагог с активным, творческим мышлением. Легко налаживает контакт с детьми и коллегами по работе. Активный участник VII Всероссийской выставки–форума «Вместе–ради детей! Вместе с детьми» в г.Москва в 2016 году. Награждена Дипломом и медалью за доблестный труд, Грамотой министерства образования «За воспитание и развитие детей с ОВЗ».

 
   

 

Сидорова Любовь Яковлевна. Трудовую деятельность в школе–интернате начала с 1984 года сначала воспитателем, затем заместителем директора по воспитательной работе. До 2015г. возглавляла методическую работу школы–интерната. Высшее образование. Педагогический стаж 55 лет, ветеран педагогического труда. Всю жизнь посвятила воспитанию и обучению детей. Для начинающих педагогов - грамотный наставник. Охотно распространяла передовые идеи в педагогике и делилась собственным опытом. Разработанные Любовь Яковлевной программы педагоги  охотно  используют в работе с детьми. Имеет грамоты за долголетний  доблестный труд от управления и от министерства образования, звание «Отличник народного просвещения». Автор программы «Социальная гостиная».

 
   

 

Сипатова Валентина Александровна, с 2006 года- заместитель директора по воспитательной работе. Высшее образование, окончила Оренбургский педагогический институт, квалификация «учитель русского языка и литературы». Трудовую деятельность начала с 1971года  вожатой. Позже, с 30.01.77года работала в школе – интернате с неблагополучными детьми. Педагогический стаж более 40 лет, ветеран педагогического труда. Грамотный, тактичный, ответственный,  компетентный педагог и мудрый наставник для молодых педагогов. Пользуется уважением среди коллег, среди детей школы – интерната и их родителей. Имеет грамоты за долголетний  доблестный труд от управления и от министерства образования. Автор программы  «Дорога в жизнь».

 

Так, благодаря ПРОЕКТУ, в  2014 году на базе нашей школы открыла двери социальная гостиная «Надежда», которая является  одной из комплексных программ,  реализованных  в ГБСОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат» г.Новотроицка в рамках данного проекта.
  Социальная гостиная – это безопасное реабилитационное пространство,  где воспитанники и выпускники  могут проводить время после занятий и в свободное время (выпускники) в таких условиях, которые могут хотя бы частично компенсировать имеющиеся у них проблемы.
   Цель работы социальной гостиной - оказание помощи в социально-психологической адаптации детям из неблагополучных семей путем создания такого безопасного реабилитационного пространства, которое позволяет этим детям удерживаться в школе, получать педагогическую и социальную помощь. Занятия в кружках по интересам с руководителями кружков сокращает время пребывания ребенка без надзора со стороны взрослых,  повысить свой социальный статус и школьную успеваемость, а также  содействовать  успешной социальной адаптации выпускников  школы-интерната.

Задачи:
1.Оказывать социальную и психологическую помощь выпускникам на начальном этапе их самостоятельной жизни.
2. Защищать права и интересы выпускников.
3. Оказывать помощь в получении  воспитанниками образования, специальности,  в последующем трудоустройстве.
4. Содействовать повышению уровня социально-правовой грамотности выпускников и воспитанников школы.
5. Осуществлять психологическую поддержку, коррекцию личностных особенностей.
6.Развивать навыки коммуникативной культуры, формировать потребность в общении, в построении интимно-личностных отношений.
7.Оказывать помощь в преодолении возникших проблем, связанных с профессиональным самоопределением, трудоустройством, определением на молодежном рынке труда с учетом индивидуальности.
 8.Организовать  досуговую  и игровую деятельность воспитанников и выпускников школы.
 9.Выявлять наиболее актуальные  медицинские  и социальные проблемы  воспитанников и выпускников и привлекать специалистов других служб, работающих в смежных областях (опека, правоохранительные органы, социальные службы) к  их разрешению.
 10.Вовлечь родителей в решение проблем ребенка.
 11.Содействовать  родителям в получении социальной и психологической помощи в социальных службах.
 12.Оказывать помощь молодым  родителям в воспитании детей,  в преодолении конфликтных ситуаций с детьми, внутрисемейных конфликтов.

Деятельность социальной гостиной не ограничивается рамками школы–интерната. Основная задача в работе с будущими выпускниками – их социализация и адаптация к самостоятельной жизни. (см. схему)

            Взаимодействие с социальными службами города

 


Работа в социальной гостиной проводится согласно  программе и Положению о социальной гостиной и различных нормативных документов, таких как функциональные обязанности сотрудников гостиной, график работы кружков, циклограмма работы социальной гостиной, а также символы и атрибутика.

Циклограмма работы координатора социальной гостиной «Надежда».  План работы социальной гостиной «Надежда» на 2016-2017уч.г.

Скоординированная деятельность сотрудников социальной гостиной нацелена на развитие и успешную социализацию воспитанников и выпускников школы-интерната. Свою работу социальная гостиная начинает в августе - сентябре каждого учебного года, когда  администрацией школы–интерната проводится заседание, на котором утверждается списочный состав воспитанников социальной гостиной и формируются 3 целевые группы:
 -1 группа: учащиеся, находящиеся в трудной жизненной ситуации, из семей группы риска. 8-11 кл.;  
 -2 группа: учащиеся-сироты;
 -3 группа: выпускники школы (сироты и дети из неблагополучных семей, имеющие выраженные проблемы адаптации в обществе).

К работе с воспитанниками привлечены специалисты школы–интерната: координатор, руководители кружков, социальный педагог, психолог. За каждым воспитанником закреплены воспитатели – наставники. Всего за период 2013-2016 учебный год 62 обучающихся и  34 выпускника школы–интерната получили квалифицированную помощь со стороны специалистов социальной гостиной.
В 2016-17 году списочный состав социальной гостиной составил 32 воспитанника:  
9 детей – сирот;
14 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
9 выпускников из числа детей – сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, имеющих проблемы с постинтернатной адаптацией.

С обучающимися воспитанниками из числа детей–сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, работа ведётся по Программе индивидуальной постинтернатной подготовки, в которой отражены личностные данные воспитанника, его психолого–педагогическая подготовка, сформированность житейских умений и навыков, готовность к выбору профессии и самоанализ социализации подростка. По результатам этих опросников и тестов в начале каждого учебного года для каждого воспитанника  планируется определённая работа по оказанию ему помощи в решении  каких – либо проблем.  В  конце года  фиксируются результаты работы, динамика постинтернатной подготовки.
В конце 11 класса специалистами социальной гостиной обсуждается  необходимость и форма  постинтернатной работы с будущим выпускником.
С выпускниками школы–интерната работа ведётся по Маршруту индивидуального постинтернатного сопровождения. Он заполняется вместе с выпускником. В этом документе выпускник сам планирует свою самостоятельную жизнь, отмечает свои  потребности и ожидания, возможные проблемы и  пути их преодоления. Так же планируется определённая работа с выпускником, по определённым критериям и показателям фиксируется мониторинг его успешности адаптации (на детей – сирот мониторинговые исследования фиксируются до достижения им 23 лет).
В конце каждого учебного года на заседании специалистов социальной гостиной, подводится итог работы с каждым выпускником. Те выпускники, которые  успешно социализировались и не нуждаются в помощи специалистов школы – интерната, выводятся из состава воспитанников СГ. С оставшимися членами социальной гостиной и вновь прибывшими,  определяется индивидуальная форма работы.

Форма работы с выпускниками

Характеристика типов сопровождения выпускников зависит от сложности проблем, с которыми сталкиваются выпускники в период постинтернатной адаптации.
Поддержка: её получают  выпускники, имеющие достаточно высокий уровень социальной компетентности, хорошо структурированные жизненные планы, получившие проф. образование и готовые устроиться на работу.
Сопровождение: в ней нуждаются выпускники, у которых недостаточно сформированы социальные навыки, чёткие жизненные планы, способность к  самостоятельному принятию решений. Они недостаточно активны и коммуникативны.
Помощь оказывается выпускникам с нарушением физического и психического здоровья, дезадаптированным и с недостаточно развитыми социальными навыками. Эти дети с высокой конфликтностью и низкой социальной компетентностью.

С 2016 года возглавляет работу социальной гостиной «Надежда» координатор Брындина Ольга Александровна.

Ольга Александровна закончила Орский педагогический колледж по специальности «Воспитатель дошкольного учреждения». В 2010 году окончила Оренбургский педагогический университет по специальности «Социальный педагог».
Трудовую деятельность начала воспитателем в детском саду в 1985г. С 01.09.2005 года работать в  школе-интернате воспитателем. В настоящее время Ольга Александровна является координатором социальной гостиной. В 2016 году прошла профессиональную переподготовку по профессии «Олигофренопедагог». Работая воспитателем, группа, с которой работала Ольга Александровна, неоднократно занимала 1 места в конкурсе «Лучшая группа года».
Имеет 1 квалификационную категорию

 

В рамках деятельности социальной гостиной открыты кружки по интересам, которые функционируют в выходные дни (см. таблицу).

 

Руководителями кружков являются педагоги школы–интерната, проработавшие в школе много лет и зарекомендовавшие себя как творческие личности и хорошие организаторы детского досуга.

 

Кружок «Рукодельница»


Руководитель кружка Курзина Ирина Николаевна, учитель трудового обучения. Закончила Новокуйбышевский индустриально – педагогический техникум.
Трудовую деятельность Ирина Николаевна начала в Аккермановской школе–интернате в 1990 году и в настоящее время работает в этом же интернате учителем трудового обучения. Знает и понимает специфику работы с детьми данной категории. На своих занятиях Ирина Николаевна учит детей рукоделию, формирует практические умения и навыки ухода за одеждой. Очень творческий, креативный и ответственный педагог, пользуется уважением среди детей и педагогов.
Имеет высшую квалификационную категорию.

 

 

Кружок «Дорога к себе»


Руководитель кружка Гнедчик Анастасия Сергеевна, педагог – психолог. Имеет высшее образование. В 2011   году закончила  ОГУ. Квалификация «Педагогика и психология». В 2016 году прошла профессиональную переподготовку по программе «Олигофренопедагогика». В школе–интернате работает с 2006 года. Анастасия Сергеевна хорошо знает психофизические особенности детей с ОВЗ и  пользуется авторитетом среди педагогов и  детей, её занятия всегда проходят интересно, творчески. Спокойная и уравновешенная, Анастасия Сергеевна вселяет в детях уверенность в себе, помогает решать внутренние и межличностные конфликты.
Имеет 1 квалификационную категорию.

 

 

Кружок «Я могу и я обязан»

Руководитель кружка Чебанова Ирина Александровна. Образование высшее, закончила ОГУ в 2002году. Квалификация  «Учитель русского языка и литературы». С 2009 года работает в школе социальным педагогом. В 2013 году прошла курсы в АНМЦ «Развитие и коррекция». В своей работе с детьми и родителями, на занятиях с детьми в рамках работы социальной гостиной, знакомит их с законами, правами и обязанностями граждан РФ, которые помогут выпускникам в самостоятельной жизни, в их жизнеустройстве. Во время проведения экскурсий знакомит детей с социальными службами города, направленными на оказание помощи и содействия гражданам. С родителями воспитанников социальной гостиной Ирина Александровна ведёт консультационную и просветительскую работу, оказывает практическую помощь, сопровождая в те или иные социальные службы города.  Имеет 1 квалификационную категорию.

 

Кружок «Домовёнок»

Руководитель кружка Давыдова Елена Анатольевна. Образование высшее, в 2009 году закончила  Орский педагогический институт. Присвоена квалификация  «Учитель русского языка и литературы».  С 2003года работала в школе – интернате сначала -  воспитателем, затем учителем русского языка и литературы. В 2014году прошла курсы в АНМЦ «Развитие и коррекция». Знает специфику работы с детьми с ОВЗ, умело применяет эти знания на практике. К работе относится ответственно и серьёзно. На занятиях кружка использует разные формы работы: экскурсии, практикумы, беседы, диспуты. Имея личный положительный жизненный опыт, помогает детям, испытывающим затруднения в общении, в организации быта, досуга, семейного уклада.  Имеет 1 квалификационную категорию.

Каждый воспитанник социальной гостиной, посещая кружки, собирает в личную папку выпускника информацию, памятки, рисунки, анкеты и диагностики, с которыми ребята работают на занятиях. Тем самым, к концу 11 класса у воспитанников собирается необходимый материал, с помощью которого можно выйти из конфликтных ситуаций, вспомнить в какие службы можно обратиться за помощью по определённому вопросу и т.д.
Результатом деятельности такой службы, как социальная гостиная при школе – интернате, направленной на оказание помощи подросткам, является самостоятельная жизнь выпускников, их адаптация в социуме, семейное благополучие, адаптация в трудовом коллективе, умение создать жилищно – бытовые условия и т.д. И очень важно, чтобы выпускники, столкнувшись с проблемами, не замыкались, а обращались за помощью к специалистам школы–интерната, чтобы пытались решить проблемы, а не уходить от них.

Проводя ежегодный мониторинг жизнеустройства выпускников, хочется отметить, что,  благодаря  скоординированной  работе специалистов социальной гостиной, у некоторых  воспитанников и  выпускников произошли изменения:
 -развитие чувства психологической защищенности и комфорта;
 -осознанное принятие и выполнение общественных норм поведения, общения;
 -позитивные изменения в развитии личности (включение в социально - полезную деятельность, стремление развивать свои склонности и способности, самоконтроль поведения, самостоятельное планирование и занятие личностно – значимыми видами деятельности);
 -самостоятельное принятие решения и ответственность за него;
 -активность, целеустремленность, работоспособность;
 -саморазвитие личности, повышение самооценки и уверенности в своих силах;
 -профессиональное самоопределение;
 -умение адекватно реагировать в кризисных ситуациях;
 -благоприятный социальный статус в учебном заведении и по месту работы, психологическая готовность к созданию семьи и рождению ребенка.

Поэтому работа социальной гостиной важна, нужна и её следует продолжать, систематизировать, совершенствовать.

Презентация  "Социальная гостиная"

Открытие социальной гостиной

События, новости, работа социальной гостиной

Анализ работы социальной гостиной "Надежда" 2017-2018 уч.г.

Работа социальной гостиной в 2014-2015 уч. г.

Нормативные документы социальной гостиной

   Положение о социальной гостиной

   Программа деятельности социальной гостиной в ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат» г.Новотроицка Оренбургской обл. на 2016–2020 год

   Программа «Социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников школы-интерната»

poker joomla templateeverest poker bonus

     Связаться с нами

ГБОУ "Специальная (коррекционная)    462354, Оренбургская обл.,    Зам.директора по УВР: 8(3537)67-34-35  
школа-интернат" города Новотроицка    г.Новотроицк,    Секретарь: 8(3537)64-76-44     Политика конфиденциальности
Оренбургской области    ул. Уметбаева, д.46    Вахта: 8(3537)67-34-32  
By Joomla 1.6 Templates and Simple WP Themes